ru uk en

18:50
Врач

Врач — лицо, получившее законченное высшее медицинское образование и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства, как-то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством.

  • исключение: ветеринарный врач (лицо с высшим ветеринарным образованием), зубной врач (имеют среднее медицинское образование)

Этимология слова

«Врач» — слово исконно русское и образовано с помощью суффикса «-чь» и слова «вьрати», что значит «говорить». Первоначально — «заговаривающий, волшебник».[4]

Синонимы

История

Основная статья: История медицины

Профессия врача относится к одной из самых древних. Корни врачевания имеют тесную связь с мистикой, теологией, философией.

Этические основы врачевания

Клятва врача

Перед началом профессиональной деятельности российский врач принимает «Клятву врача» (1993 год, утверждена 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 года, с 1999 года — в новой редакции). «Клятва» содержит 8 этических принципов и обязательств[5].

Ранее врачи давали следующие клятвы:

  • «Присягу врача Советского Союза» (1971 год, с 1983 года — с дополнением);
  • «Факультетское обещание русских врачей» [6](конец XIX — начало XX веков) было полностью основано на христианских ценностях. Оно призывало служить больному человеку, а не рассматривать его как средство для личной наживы[7]:
  • Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, даю обещание в течение всей своей жизни не омрачать чести сословия, в которое ныне вступаю.
  • Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне врачебные [семейные] тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.
  • Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою.
  • Обещаю не заниматься приготовлением и продажею тайных средств.
  • Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.
  • «Женевская декларация» (1948 год) принята Генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации, представляет собой современное переложение Гиппократовой «Клятвы». В 1949 году декларация вошла в «Международный кодекс медицинской этики».

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

  • 1) обязательства перед учителями, коллегами и учениками,
  • 2) принцип не причинения вреда,
  • 3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),
  • 4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,
  • 5) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии,
  • 6) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,
  • 7) обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,
  • 8) обязательство личного совершенствования,
  • 9) врачебная тайна (принцип конфиденциальности).[8]

Медицинская этика

Занимаясь медицинской деятельностью, врач руководствуется[2]:

  • Этическим кодексом российского врача (Кодекс врачебной этики РФ, утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994; одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.)
  • этическими требованиями ассоциации, в которой состоит врач
  • международными нормами профессиональной этики, исключая, не признаваемое Ассоциацией врачей России, положение о допустимости пассивной эвтаназии
    • «Международным кодексом медицинской этики»
    • «Всеобщей Декларацией о биоэтике и правах человека» ЮНЕСКО ( 2005г.)

Медицинская этика исследует понятия о врачебном долге (Деонтология), о заболеваниях и их осложнениях, связанных с действиями медицинского персонала (ятрогениями).[9]

В обязанностях врача состоит хранить врачебную тайну — обусловленное юридическими нормами и этическими мотивами требование к представителям врачебной профессии не оглашать сведений, касающихся состояния здоровья, личной или семейной жизни больных, сведений, ставших известными мед. работникам в силу их профессии, в силу особого доверия, оказываемого обычно лицам врачебной профессии со стороны пациентов в расчете, что всё доверяемое не найдет дальнейшей огласки.[10] Конституция России формулирует врачебную тайну, как «информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении».[11]

Социальная роль

Врач традиционно пользуется особым статусом в любом обществе, и к нему предъявляются высокие этические и правовые требования.

Социальный статус врача в России — противоречив, особенно в сочетании с представлением о соответствии уровня знаний и «напряженности» труда величине материального вознаграждения. Так, врачи часто работают долго, перенормировано, по негибкому графику, а зарабатывают меньше, чем другие специалисты, чье образование является сопоставимым по продолжительности и сложности.

Принято считать, что «настоящий» врач является эталоном для широкой общественности в вопросах не только охраны здоровья (должен, к примеру, не курить, не злоупотреблять алкогольными напитками, вести активный образ жизни, правильно питаться), но и морали. Существует мнение, что врач должен быть всецело предан делу Медицины, милосерден, требователен к себе, скромен в быту и потребностях, трезв в оценках, проявлять силу духа и решительность в сложных жизненных ситуациях.

Медицина, как отрасль человеческой деятельности, занимает совершенно особое место потому, что наука в ней сочетается с ценностями, подходом, не имеющими ничего общего с наукой. В основе врачебного подхода — сострадание — человеческий подход, вне которого медицины вовсе не существует. Однако сострадание не означает сентиментальность. Это творческая отзывчивость на страдание пациента и его положение. Отклик достаточно творческий, чтобы подвигнуть врача к действию, основанному на уважении к конкретному человеку и значительности этого человека.[12]

Проблемы врачей

Всегда полагались на порядочность и честность врача, помянуя, что это самая гуманная и благородная профессия. Несомненно, за последние десятилетия наше общество сильно изменилось. Наряду со многими приобретениями и достижениями было забыто воспитанное веками уважение к врачу. Для многих эта профессия утратила свой ореол, что сказывается на отношении к ней пациентов, и людей далеких от медицины. Разрушение пиетета к врачеванию и всей медицинской деятельности, имеет глубокие корни, и являются только частью тотальных деструктивных процессов в социуме.

Участковый терапевт

Реформа системы отечественного здравоохранения предполагает приблизить к пациенту медицинскую помощь на догоспитальном этапе. Огромное количество поликлиник, построенных в прошлые годы, тысячи подготовленных врачей и медицинских сестер существенно не повысили качество диагностики и лечения. Участковый терапевт, имеющий большую нагрузку и не располагающий современной материально-технической базой, превратился в диспетчера, направляющего больного или к «узким» специалистам, или на госпитализацию. Врач делил ответственность за больного со многими специалистами, в результате снизилась квалификация, упал профессиональный интерес и престиж.[13]

Проблемы, с которыми встречается участковый врач, снижают качество его медицинской деятельности и довольство своим трудом[14]:

1. Потеря времени, отводимого для непосредственного общения с пациентом из-за:

  • длительности работы с документами, включая:
  • необходимость рутинного заполнения больничных листов, справок и иных документов
  • требования финансовой отчетности, в том числе о выдачи лекарств по льготным рецептам
  • ежемесячная выдача одинаковых рецептов хроническому больному, не имеющему нужды в совете лечащего врача

Решение проблемы:

  • часть бремени заполнения документов переложить на специальных на то работников
  • эффективно использовать новейшие технологии, внедрять специфическое программное обеспечение

2. Вопрос о медико-экономических стандартах.

Бытует мнение, что существующие стандарты лечения — причина следующих проблем[15]:

  • ограничение учёта индивидуальности пациента,
  • малый спектр стандартного выбора лекарств и методов терапии,
  • «закостнение» клинического мышления врача.

Эти проблемы — следствие «дефекта» существующих стандартов, поскольку они устарели. Необходимо принятие «свежих» регламентирующих документов[16]

Некоторые врачи считают, что «суть» врачебной профессии и заключается в выполнении выработанных стандартов, которые существуют сейчас почти на все случаи медицинской практики. «Стандарты защищают больного от гениальности врача». Иные медики полагают, что в России врачей, следующих этим стандартам, ничтожно мало.[17]

Тем не менее, врачи едины в том, что полностью исключать стандарты в медицине — неразумно, и мало кто сомневается в необходимости их существования.

3. Ограничение необходимых лабораторных и технических возможностей для правильной диагностики и соответствующего лечения.

4. Забвение активных визитов, т. н. «стационаров на дому», осложняет отслеживание клиники заболеваний

5. Разлад преемственности между взаимосвязанными медицинскими учреждениями:

  • «недовод» до поликлиник результатов обследования пациента
  • не получение эпикриза больного, госпитализированного в плановом порядке

Кризис морали

Этика — наука о морали, которая изучает общечеловеческие взгляды о добре и зле[18]. Деонтологию, как часть этики — наука о врачебном долге. Обсуждаются этические аспекты следующих вопросов: медицинской науки —

социального характера —

К сожалению, деонтология не может предоставить какую-либо значимую определенность по многим вопросам сегодняшнего дня и многовековой давности (например по этическим аспектам абортов, эвтаназии, сокрытия информации, экспериментам в лечении больных). Противоречивость проблем и изменчивость позиций естественна в любой области знаний, но без известной устойчивости позиций торжествует релятивизм. Неопределенность в теории приводит к противоречиям и трагедиям на практике, например (очень острой в нашей действительности) в трансплантологии.

Ключевая проблема деонтологии — неразрывное (диалектическое) единство двух противоположных сторон врачевания: между страждущим и врачующим[19]..

В практической же медицине на первый план можно вывести следующие проблемы[20]:

  • неготовность граждан заниматься собственным здоровьем,
  • отсутствие в обществе интереса к медицинским проблемам,
  • нежелание лечить стариков,
  • отсутствие серьёзной медицинской науки,
  • ложное представление о роли денег в медицине.
  • проблема абортов.

Интеллект и образование

Одна из главных бед нашей медицины — катастрофическое интеллектуальное отставание врачей. «В мединститутах учат очень плохо». Часто студенты занимаются по тем самым учебникам, по которым учились предшествующие поколения врачей.[21]

Средства массовой информации (СМИ)

В телеэфире «регулярно появляются "познавательные" программы о магии, гадании, сглазе и порче и т.п. Причем они режиссированы настолько изощренно и лукаво, что способности колдунов и гадалок, возможность наведения сглаза и порчи, реинкарнации и т.п. выдается за реальность. В передачах практически отсутствует контр-мнение медиков, психологов, священнослужителей на представленную проблему, либо оно изложено крайне коротко и обязательно поставлено последующими комментариями оккультистов в таком свете, что "они ещё многое не понимают"».[22]

Каждый раз на телезрителей с минимальным количеством действительно полезной народной мудрости и опыта традиционной медицины «выплескивается ушат ядовитого оккультного мракобесия», считает митрополит Уфимский Никон.

Не понятно, как это вяжется с декларацией принципов телевещания, а именно что «одной из важнейших является просветительская функция». Создается впечатление, что кто-то усердно и весьма последовательно лоббирует «оккультное просвещение».

Последствия таких «чисток «чакры», поднятия «кундалини» и вытаскивания из граждан имплантатов инопланетян» приходится лечить настоящим врачам. Здоровье населения и статус медицины терпят урон от «просветительской функции» СМИ.

Фальсификация лекарств

О проценте неуспешного лечения по причине использования фальсифицированных лекарственных средств статистика скромно умалчивает. Но факт, что фальсификация лекарств — явная причина подрыва авторитета врача и тайный враг престижа его профессии, не вызывает сомнений. Фальсификаты могут подорвать доверие не только к какому-то отдельному специалисту, лекарственному препарату или торговой марке, но и к медицине в целом, поскольку отсутствие ожидаемого эффекта от применения медикамента может заставить пациента усомниться в эффективности фармакотерапии как таковой. Фактически фальсификация лекарственных препаратов — это угроза одному из краеугольных камней врачебной деятельности — доверию пациента и врача друг к другу.[23]

Врач и жизнь

Жизнь врача — это единство профессиональной и непрофессиональной деятельности. Когда речь идет о деятельности врача, то материалисты и диалектики рассматривают её чаще односторонне (метафизически), только с производственной (профессиональной) стороны. Под этим (в нарушение законов диалектики) молчаливо подразумевается независимость обеих сторон личности врача — профессиональной и непрофессиональной, где последняя состоит из мироощущений человека, его собственных потребностей и установок, личностных, духовных, семейных, психологических и других ценностных сторон его жизни.

Врачебная деятельность во многом идеализируется, и общество от врача требует абсолютной преданности своему делу и безошибочного и идеального исполнения своих профессиональных обязанностей. Одновременно общество прикрывается наиболее декларируемым и известным из нравственных качеств врача, сформировавшимся в медицине со времен античной Греции — бескорыстием, то есть желанием трудиться, не получая вознаграждения.

Государство жестко регламентирует заработную плату врачей, часто не связывая её с качеством труда, то есть отчуждает (отбирает) у врача продукт его профессиональной деятельности. Такое его достаточно низкое и подчиненное положение в иерархии государства на практике резко ограничивает реализацию им моральных принципов [24] Более того, оно формирует у «государевых слуг» соответствующее отношение.

Далеко не все выпускники медицинских ВУЗов работают врачами, ведь с врачебными дипломами в России очень много — 600 тысяч человек.[25]

Говорят, что имеющиеся ранее, преимущественно морально-этические, стимулы сегодня утрачены, и «у врачей нет заинтересованности в конечном результате своего труда»[26].

Но не стоит надеяться, что хорошее финансирование и ликвидация воровства приведут к качественной медицинской помощи. «Будет много денег — будет назначено больше ненужных лекарств и лишних обследований».[27] «Главный миф, в реальность которого верят почти все, — о решающей роли денег»[28].

В специальном исследовании опрос 264 руководителей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) о пороках современной медицины показал, что на первом месте (95 %) стоит недостаточность материальной базы ЛПУ, на втором (74,5 %) — отсутствие стимулов и заинтересованности, а 28 % респондентов указали на отсутствие социальной, правовой и моральной защищенности врачей[29].

Прообразом врача новой формации должен стать медицинский работник, существовавший в России в дореволюционное время, бывший прототипом литературных героев А. П. Чехова — земский врач. Этот вывод подтверждает и большой зарубежный опыт.[30]

«Мифы» о врачах

  • Уровень благосостояния медицинских работников не влияет на их профессиональную деятельность:

Врачи-терапевты стационаров не могут подписаться на медицинские журналы в 48,2— 31 %, а «узкие специалисты» до 63,3 % случаев [31]

  • На современном этапе в формировании здоровья населения медицина играет малую роль:

Смертность населения трудоспособного возраста, за исключением случаев, несовместимых с жизнью, на 80 % зависит от качества медицинской помощи [32]

Категория: Гинеколог | Просмотров: 7638 | Добавил: Pavel_Guzenko | Теги: врач | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar