18:50 Врач | |
Врач — лицо, получившее законченное высшее медицинское образование и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства, как-то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством.
Этимология слова«Врач» — слово исконно русское и образовано с помощью суффикса «-чь» и слова «вьрати», что значит «говорить». Первоначально — «заговаривающий, волшебник».[4] СинонимыИстория
Профессия врача относится к одной из самых древних. Корни врачевания имеют тесную связь с мистикой, теологией, философией. Этические основы врачеванияКлятва врачаПеред началом профессиональной деятельности российский врач принимает «Клятву врача» (1993 год, утверждена 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 года, с 1999 года — в новой редакции). «Клятва» содержит 8 этических принципов и обязательств[5]. Ранее врачи давали следующие клятвы:
«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:
Медицинская этикаЗанимаясь медицинской деятельностью, врач руководствуется[2]:
Медицинская этика исследует понятия о врачебном долге (Деонтология), о заболеваниях и их осложнениях, связанных с действиями медицинского персонала (ятрогениями).[9] В обязанностях врача состоит хранить врачебную тайну — обусловленное юридическими нормами и этическими мотивами требование к представителям врачебной профессии не оглашать сведений, касающихся состояния здоровья, личной или семейной жизни больных, сведений, ставших известными мед. работникам в силу их профессии, в силу особого доверия, оказываемого обычно лицам врачебной профессии со стороны пациентов в расчете, что всё доверяемое не найдет дальнейшей огласки.[10] Конституция России формулирует врачебную тайну, как «информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении».[11] Социальная рольВрач традиционно пользуется особым статусом в любом обществе, и к нему предъявляются высокие этические и правовые требования. Социальный статус врача в России — противоречив, особенно в сочетании с представлением о соответствии уровня знаний и «напряженности» труда величине материального вознаграждения. Так, врачи часто работают долго, перенормировано, по негибкому графику, а зарабатывают меньше, чем другие специалисты, чье образование является сопоставимым по продолжительности и сложности. Принято считать, что «настоящий» врач является эталоном для широкой общественности в вопросах не только охраны здоровья (должен, к примеру, не курить, не злоупотреблять алкогольными напитками, вести активный образ жизни, правильно питаться), но и морали. Существует мнение, что врач должен быть всецело предан делу Медицины, милосерден, требователен к себе, скромен в быту и потребностях, трезв в оценках, проявлять силу духа и решительность в сложных жизненных ситуациях. Медицина, как отрасль человеческой деятельности, занимает совершенно особое место потому, что наука в ней сочетается с ценностями, подходом, не имеющими ничего общего с наукой. В основе врачебного подхода — сострадание — человеческий подход, вне которого медицины вовсе не существует. Однако сострадание не означает сентиментальность. Это творческая отзывчивость на страдание пациента и его положение. Отклик достаточно творческий, чтобы подвигнуть врача к действию, основанному на уважении к конкретному человеку и значительности этого человека.[12] Проблемы врачейВсегда полагались на порядочность и честность врача, помянуя, что это самая гуманная и благородная профессия. Несомненно, за последние десятилетия наше общество сильно изменилось. Наряду со многими приобретениями и достижениями было забыто воспитанное веками уважение к врачу. Для многих эта профессия утратила свой ореол, что сказывается на отношении к ней пациентов, и людей далеких от медицины. Разрушение пиетета к врачеванию и всей медицинской деятельности, имеет глубокие корни, и являются только частью тотальных деструктивных процессов в социуме. Участковый терапевтРеформа системы отечественного здравоохранения предполагает приблизить к пациенту медицинскую помощь на догоспитальном этапе. Огромное количество поликлиник, построенных в прошлые годы, тысячи подготовленных врачей и медицинских сестер существенно не повысили качество диагностики и лечения. Участковый терапевт, имеющий большую нагрузку и не располагающий современной материально-технической базой, превратился в диспетчера, направляющего больного или к «узким» специалистам, или на госпитализацию. Врач делил ответственность за больного со многими специалистами, в результате снизилась квалификация, упал профессиональный интерес и престиж.[13] Проблемы, с которыми встречается участковый врач, снижают качество его медицинской деятельности и довольство своим трудом[14]: 1. Потеря времени, отводимого для непосредственного общения с пациентом из-за:
Решение проблемы:
2. Вопрос о медико-экономических стандартах. Бытует мнение, что существующие стандарты лечения — причина следующих проблем[15]:
Эти проблемы — следствие «дефекта» существующих стандартов, поскольку они устарели. Необходимо принятие «свежих» регламентирующих документов[16] Некоторые врачи считают, что «суть» врачебной профессии и заключается в выполнении выработанных стандартов, которые существуют сейчас почти на все случаи медицинской практики. «Стандарты защищают больного от гениальности врача». Иные медики полагают, что в России врачей, следующих этим стандартам, ничтожно мало.[17] Тем не менее, врачи едины в том, что полностью исключать стандарты в медицине — неразумно, и мало кто сомневается в необходимости их существования. 3. Ограничение необходимых лабораторных и технических возможностей для правильной диагностики и соответствующего лечения. 4. Забвение активных визитов, т. н. «стационаров на дому», осложняет отслеживание клиники заболеваний 5. Разлад преемственности между взаимосвязанными медицинскими учреждениями:
Кризис моралиЭтика — наука о морали, которая изучает общечеловеческие взгляды о добре и зле[18]. Деонтологию, как часть этики — наука о врачебном долге. Обсуждаются этические аспекты следующих вопросов: медицинской науки —
социального характера — К сожалению, деонтология не может предоставить какую-либо значимую определенность по многим вопросам сегодняшнего дня и многовековой давности (например по этическим аспектам абортов, эвтаназии, сокрытия информации, экспериментам в лечении больных). Противоречивость проблем и изменчивость позиций естественна в любой области знаний, но без известной устойчивости позиций торжествует релятивизм. Неопределенность в теории приводит к противоречиям и трагедиям на практике, например (очень острой в нашей действительности) в трансплантологии. Ключевая проблема деонтологии — неразрывное (диалектическое) единство двух противоположных сторон врачевания: между страждущим и врачующим[19].. В практической же медицине на первый план можно вывести следующие проблемы[20]:
Интеллект и образованиеОдна из главных бед нашей медицины — катастрофическое интеллектуальное отставание врачей. «В мединститутах учат очень плохо». Часто студенты занимаются по тем самым учебникам, по которым учились предшествующие поколения врачей.[21] Средства массовой информации (СМИ)В телеэфире «регулярно появляются "познавательные" программы о магии, гадании, сглазе и порче и т.п. Причем они режиссированы настолько изощренно и лукаво, что способности колдунов и гадалок, возможность наведения сглаза и порчи, реинкарнации и т.п. выдается за реальность. В передачах практически отсутствует контр-мнение медиков, психологов, священнослужителей на представленную проблему, либо оно изложено крайне коротко и обязательно поставлено последующими комментариями оккультистов в таком свете, что "они ещё многое не понимают"».[22] Каждый раз на телезрителей с минимальным количеством действительно полезной народной мудрости и опыта традиционной медицины «выплескивается ушат ядовитого оккультного мракобесия», считает митрополит Уфимский Никон. Не понятно, как это вяжется с декларацией принципов телевещания, а именно что «одной из важнейших является просветительская функция». Создается впечатление, что кто-то усердно и весьма последовательно лоббирует «оккультное просвещение». Последствия таких «чисток «чакры», поднятия «кундалини» и вытаскивания из граждан имплантатов инопланетян» приходится лечить настоящим врачам. Здоровье населения и статус медицины терпят урон от «просветительской функции» СМИ. Фальсификация лекарствО проценте неуспешного лечения по причине использования фальсифицированных лекарственных средств статистика скромно умалчивает. Но факт, что фальсификация лекарств — явная причина подрыва авторитета врача и тайный враг престижа его профессии, не вызывает сомнений. Фальсификаты могут подорвать доверие не только к какому-то отдельному специалисту, лекарственному препарату или торговой марке, но и к медицине в целом, поскольку отсутствие ожидаемого эффекта от применения медикамента может заставить пациента усомниться в эффективности фармакотерапии как таковой. Фактически фальсификация лекарственных препаратов — это угроза одному из краеугольных камней врачебной деятельности — доверию пациента и врача друг к другу.[23] Врач и жизньЖизнь врача — это единство профессиональной и непрофессиональной деятельности. Когда речь идет о деятельности врача, то материалисты и диалектики рассматривают её чаще односторонне (метафизически), только с производственной (профессиональной) стороны. Под этим (в нарушение законов диалектики) молчаливо подразумевается независимость обеих сторон личности врача — профессиональной и непрофессиональной, где последняя состоит из мироощущений человека, его собственных потребностей и установок, личностных, духовных, семейных, психологических и других ценностных сторон его жизни. Врачебная деятельность во многом идеализируется, и общество от врача требует абсолютной преданности своему делу и безошибочного и идеального исполнения своих профессиональных обязанностей. Одновременно общество прикрывается наиболее декларируемым и известным из нравственных качеств врача, сформировавшимся в медицине со времен античной Греции — бескорыстием, то есть желанием трудиться, не получая вознаграждения. Государство жестко регламентирует заработную плату врачей, часто не связывая её с качеством труда, то есть отчуждает (отбирает) у врача продукт его профессиональной деятельности. Такое его достаточно низкое и подчиненное положение в иерархии государства на практике резко ограничивает реализацию им моральных принципов [24] Более того, оно формирует у «государевых слуг» соответствующее отношение. Далеко не все выпускники медицинских ВУЗов работают врачами, ведь с врачебными дипломами в России очень много — 600 тысяч человек.[25] Говорят, что имеющиеся ранее, преимущественно морально-этические, стимулы сегодня утрачены, и «у врачей нет заинтересованности в конечном результате своего труда»[26]. Но не стоит надеяться, что хорошее финансирование и ликвидация воровства приведут к качественной медицинской помощи. «Будет много денег — будет назначено больше ненужных лекарств и лишних обследований».[27] «Главный миф, в реальность которого верят почти все, — о решающей роли денег»[28]. В специальном исследовании опрос 264 руководителей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) о пороках современной медицины показал, что на первом месте (95 %) стоит недостаточность материальной базы ЛПУ, на втором (74,5 %) — отсутствие стимулов и заинтересованности, а 28 % респондентов указали на отсутствие социальной, правовой и моральной защищенности врачей[29]. Прообразом врача новой формации должен стать медицинский работник, существовавший в России в дореволюционное время, бывший прототипом литературных героев А. П. Чехова — земский врач. Этот вывод подтверждает и большой зарубежный опыт.[30] «Мифы» о врачах
Врачи-терапевты стационаров не могут подписаться на медицинские журналы в 48,2— 31 %, а «узкие специалисты» до 63,3 % случаев [31]
Смертность населения трудоспособного возраста, за исключением случаев, несовместимых с жизнью, на 80 % зависит от качества медицинской помощи [32] | |
|
Всего комментариев: 0 | |